Размер шрифта:

Цвет:

Изображения:

Кернинг:

1x
2x
3x

Озвучивание:

Назад

09.04.2015
0
152
Новости ТИУ

Форма отправки факса

С приходом к власти в Германии нацистов интерес командования Кригсмарине (военно-морской флот) к советской арктической зоне резко возрос. Исследования северных морей лучшими немецкими специалистами-гидрографами, гляциологами и физиками, изучавшими распространение радиоволн в высоких широтах, выполнялось в ходе «научных» плаваний, под предлогом «охраны рыболовства».
Гроссадмирал Эрих Редер на совещаниях 30 декабря 1939 года и 26 января 1940 года доложил Адольфу Гитлеру о подготовке использования северной коммуникации Советского Союза. В результате было решено в течение арктической навигации 1940 года провести операцию под кодовым наименованием «Фалль Грюн» («Зеленый случай»), организовав переход в Тихий океан специально подготовленного судна Северным морским путем вдоль берегов Сибири. Для этой операции было выбрано бывшее грузопассажирское судно «Эмс», переоборудованное во вспомогательный крейсер «Комет». Экипаж (270 человек) укомплектовали лучшими специалистами с большим опытом длительных плаваний, прошедшими специальную подготовку. Запасы продовольствия и снаряжения принимались из расчета автономного плавания длительностью не менее года. Судно получило сильное вооружение. На нем установили шесть орудий, девять скорострельных зенитных установок, пять торпедных аппаратов и 400 мин заграждения. На борту имелся быстроходный катер, оборудованный для скрытных постановок мин. Вооружение дополняли оборудование для постановки дымовых завес и мощная радиостанция. На борту имелся гидросамолет Ar-196, который был специально разработан для обеспечения нужд морской авиации Кригсмарине.
Командиром корабля назначили опытнейшего морского офицера, имевшего репутацию лучшего специалиста-гидрографа с большой практикой плаваний в Арктике, капитана цур зее (аналог нашего звания капитан первого ранга) Роберта Эйссена.
Крейсер «Koмeт» 3 июля 1940 года покинул немецкий порт Готенхафен и в сопровождении сил охранения направился через Датские проливы вдоль побережья Норвегии на север. Корабль обогнул мыс Нордкап, вошел в территориальные воды СССР, где дозаправился в бухте Западная лица на побережье Кольского полуострова.
Затем корабль без проблем пересек свободное ото льдов Баренцево море и вскоре вошел в пролив Маточкин Шар, разделяющий южный и северный острова архипелага Новая Земля. Вскоре корабль приблизился к поселку на берегу пролива, где его ждали советские лоцманы, которые приняли его под проводку и уверенно повели судно в Карское море. Вдоль берегов Сибири крейсер сопровождался ледоколом «Ленин», который провёл его в море Лаптевых, где передал «Комет» ледоколу «Иосиф Сталин». С трудом пробившись через участок покрытый льдами, по свободной воде «Комет» продолжил путь до пролива Санникова самостоятельно. Пройдя между Медвежьими островами «Комет» был встречен ледоколом «Лазарь Каганович» и продолжил путь по Восточно-Сибирскому морю в его сопровождении. Корабль продолжил оставшийся путь в одиночку и в начале сентября прошёл Берингов пролив и 10 сентября 1940 вышел в Тихий океан.
Полученные рейдером данные позднее были использованы немецкими крейсерами и подводными лодками во время боевых действий в Арктике. Немецкие военно-морские базы существовали по всей советской Арктике и использовались вплоть до 1944 года, их насчитывается около двух десятков. Некоторые были обнаружены в 1950-1960-годы, другие не найдены до сих пор. Что интересно, все оборудование не брошено, а законсервировано, прекрасно сохранилось и может использоваться хоть сегодня.

З.Ш.Мавлютова, специалист музея Истории науки и техники Зауралья

Фото из архива Музея истории науки и техники Зауралья ТюмГНГУ

Комментарии

Ответ на комментарий: ()

При наличии

Комментарии не найдены
Подпишитесь на рассылку
Следите за самыми актуальными новостями Тюменского Индустриального Университета. Будьте первым.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

ТИУ в социальных сетях

Версия для слабовидящих

Карта сайта

Контакты

625000, г. Тюмень, ул.Володарского, 38

Телефон/факс: +7 (3452) 28-36-60

Электронная почта: general@tyuiu.ru


© 2000-2024, Тюменский Индустриальный Университет

Минобрнауки России

Загрузка