Все чаще приходится слышать, что студенты Тюменского государственного нефтегазового университета стали авторами того или иного изобретения, которое служит или начнет служить в ближайшем будущем на благо Тюменской области или всей страны. Можно с уверенностью сказать, что в ТюмГНГУ созданы все условия для успешной научной деятельности, а затем и коммерциализации проектов. О том, как университет живет «по науке», рассказал проректор по научной работе вуза Олег Новоселов.
В авангарде инженерного образования
— В полную силу работает завод при вузе, создается инжиниринговый центр, научная деятельность стремительно развивается. Расскажите в целом о «новом витке» этой сферы в университете. Какие перспективы?
— Действительно, можно сказать, что Нефтегаз вышел на «новый виток». Активизировалась исследовательская деятельность. Результаты этой деятельности стали интересны реальному сектору экономики. В такой лаконичной форме, очень скромно, я могу ответить на ваш вопрос. Но сегодня скромничать вредно, прежде всего, для общего дела — инновационного развития региона. Кроме того, замалчивать положительный опыт, который полезен нашим «товарищам по цеху», как минимум некорректно.
В университете в полную силу заработал Экспериментальный завод буровой техники, его продукция востребована нефтесервисными компаниями, создается инжиниринговый центр, программа развития которого одобрена на федеральном уровне. Центр получит финансирование в сумме 170 млн рублей на 3 года. А еще две победы — в федеральных «мегагрантах» на реализацию инновационных проектов (ФЦП «Исследования и разработки» и Постановление Правительства РФ №218) с объявленным финансированием работ по проектам на сумму более 180 млн рублей. Все это отклик на своевременно и правильно расставленные акценты в развитии научно-исследовательской и инновационной деятельности университета. Я говорю об акцентах на создание научно-производственной инфраструктуры, нацеленной на доведение идей ученых до реального опытно-промышленного образца, проведения опытно-промышленных испытаний, интеграции результата этой работы в производственный процесс.
Примечательно, что сегодня востребована комплексная интеграция в производственный процесс, что означает еще и обеспечение инженерного кадрового сопровождения внедряемой технологии. Таким образом, уместно говорить о создании «новой модели» в деятельности университета и нашего «нового продукта» — генерации инновационных нефтесервисных и инжиниринговых компаний, способных составить достойную конкуренцию зарубежным игрокам.
Какие все же перспективы мы связываем с «новым витком»? Они вполне понятны — быть в авангарде инженерного образования в регионе и инновационным драйвером для базовой отрасли экономики страны.
— Как обстоят дела с коммерциализацией результатов интеллектуальной собственности?
— Вопрос актуален для каждого высшего учебного заведения нашей страны. Для нашего вуза особенно, нефтегазовый университет по-прежнему занимает позицию лидера в области патентования в регионе. Ежегодно мы регистрируем более 80 результатов интеллектуальной деятельности, за каждым из них труд наших ученых, переоценить который не представляется возможным. Значительная часть этих результатов рождается в рамках исследований, лежащих в области интересов самого исследователя или коллектива. Это самая ценная категория новых знаний, но она слабо адаптирована, либо не адаптирована к реальному производственному процессу, не интегрирована в рынок. Требуется приложить много усилий, прежде чем реальный сектор экономики увидит и оценит наше изобретение.
Мы разработали для себя ряд эффективных мероприятий, направленных на продвижение разработок ученых университета. Среди них, например, организация и систематическое проведение научно-технических советов с участием профильных специалистов — представителей предприятий отрасли и даже на территории этих предприятий — потенциальных заказчиков. Как результат, включение научно-исследовательских проектов в программы инновационного развития компаний, либо согласие потенциального заказчика выступить в качестве индустриального партнера в конкурсах, объявляемых Минобрнауки РФ в рамках целевых программ. Нашими индустриальными партнерами в рамках реализуемых федеральных проектов уже стали: ООО ПФ Сокол (Пермь), «КогалымНИПИнефть», ООО «ТБК-инжиниринг».
Не пренебрегаем мы и таким инструментом как создание малых инновационных предприятий (МИП), вкладывая в качестве доли в уставные капиталы создаваемых предприятий наши патенты. Деятельность компаний направлена, прежде всего, на внедрение разработок ученых. Результат работы этих компаний говорит сам за себя, например, в течение 2013 года совокупный доход 15-ти созданных компаний составил 506 млн рублей. Если задаться вопросом: «А много это или мало?», то приведу цифры для сравнения.
Выручка на одно МИП в ТюмГНГУ в 2013 году составила более 30 млн рублей, что в 4 раза выше среднего по России.
Заполнить технологический вакуум
— Можно ли ТюмГНГУ уже сравнивать с международными центрами по научной работе? Если нет, то почему, и когда таких результатов можно будет достичь? Что для этого нужно (более смышлёные студенты, оборудование и т.п.)?
— Сравнение в научной среде — очень деликатная тема! Достижения любой научной организации в некотором смысле эксклюзивные, как собственно и коллективы. Это научная творческая среда.
Но есть ряд формализованных показателей, значения которых позволяют использовать как индикаторы активности и результативности деятельности той или иной научной организации. Например, показатели публикационной активности, цитируемость научных трудов ученых организации. На международном уровне этими показателями большинство российских вузов похвастаться не могут, но причина здесь не в состоятельности научных результатов, а лишь в относительно недавнем вовлечении отечественных исследователей в международные наукометрические базы данных.
Вместе с тем, если рассматривать актуальность научных тематик, лежащих в области научных интересов наших ученых, уровень этих исследований, высокий интерес со стороны иностранных коллег, не обращая внимания на излишнюю скромность наших научных работников, можно говорить о достойных позициях нашего университета в отраслевой науке.
Если же говорить о том, чего могли бы достичь, то уже в вопросе звучат основные составляющие успеха. Естественно, это студенты с высоким уровнем мотивации, с желанием посвятить себя науке. Наша задача — создать соответствующие условия: исследовательские лаборатории, научные полигоны, немаловажным является создание комфортных бытовых условий.
— Какие отрасли или направления считаются приоритетными?
— При стратегическом планировании в нашем университете определено пять приоритетных направлений развития научных исследований: геология и геологоразведка углеводородов, техника и технологии добычи углеводородных ресурсов, транспорт и хранение углеводородного сырья, техника и технологии переработки углеводородного сырья, криология Земли. Каждое из направлений четко укладывается в Перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ (утвержденные указом президента РФ).
Озвученные приоритеты — это еще и декларация наших ключевых компетенций в базовой для нашего региона и страны отрасли.
Сегодня мы прекрасно осознаем, что нефтегазодобывающий комплекс по-прежнему является каркасом прочности национальной экономики (доля нефтегазового сектора в ВВП — 1/3, в экспорте страны — 2/3). Однако зависимость нефтесервиса России от импорта высока (доля Schlumberger, Baker Hughes, Halliburton выросла с 10% в 2003 году до четверти в 2013 г.). Особо актуален этот вопрос, когда речь идет об интеллектуальной составляющей нефтесервиса. Например, рынок интеллектуального бурения (проектирование и строительство энергосберегающих профилей скважин; технологии строительства многоствольных скважин; техника и технологии управляемого бурения (телеметрические услуги, роторно-управляемые системы) и т.д.) сконцентрирован в руках западных компаний.
Вместе с тем, на фоне введения санкций происходит динамичное изменение конъюнктуры рынка нефтесервисных услуг, наблюдается отток западных компаний, формируется технологический вакуум.
Таким образом, приоритетная задача сегодня — заполнить этот вакуум. Учитывая, что все это сопровождается еще и растущей потребностью отрасли и региона в высококвалифицированных инженерных кадрах, то, несомненно, определена и роль Нефтегазового университета в этом процессе как опорного регионально-отраслевого исследовательского университета.
Градус мотивации очень высок
— Как развивается проект, на который вуз выиграл 61 млн рублей. Все ли идет по плану?
— Речь идет о проекте, выполняемом в рамках постановления Правительства РФ №218 «Создание высокотехнологичных производств». Календарный план, утвержденный Министерством образования и нашим индустриальным партнером, выдерживается строго. Индустриальный партнер — это представитель реального сектора экономики, он обеспечивает софинансирование работ по проекту, верит в наш совместный результат. На кону не только вопрос рационального и эффективного вложения средств в инновационную разработку, но и репутация, имидж университета!
— Как первокурсники участвуют в научной деятельности? Быстро ли вливаются?
— Первокурсникам в университете есть чем заняться. За последние годы организовано и активно функционируют 42 научных кружка. Кроме этого, университет проводит на своей базе более 30 научных студенческих мероприятий в год. Это и конференции, и конкурсы, и научные лекции с приглашением маститых ученых.
Некоторым первокурсникам вливаться в науку и не надо — они занимались ею и раньше, учась еще в школе, и продолжают в университете. Это своеобразный мягкий переход из «школьной аспирантуры» в большую науку. В качестве примера могу привести школьный научный кружок «Юный геолог», руководителем которого является молодой аспирант и некогда воспитанник этого кружка Павел Смирнов, основателем же, идейным вдохновителем и главным научным консультантом кружка является академик Иван Иванович Нестеров. У ребят открыта уникальная возможность — общение с живой легендой геологии.
Можно привести еще ряд примеров, среди них: студенческое сообщество SPE, международное сообщество геологов EAGE, научно-конструкторский клуб «Formula Nertegaz». Последний, кстати, примечателен тем, что ребята, сконструировав свой спортивный болид, участвуют в международных квалификационных заездах, проводимых в Италии, Венгрии, Испании.
Градус мотивации к научно-техническому творчеству наших ребят достаточно высок, все что остается — поддерживать и задавать динамику, добавляя творческого огонька.
Комментарии