«Образование через всю жизнь»,«Новые компетенции — дорога в успешное профессиональное будущее»,«Новая профессия — новая жизнь!» — подобные оптимистичные призывы уже для многих оказались не просто словами, а реальностью благодаря системе дополнительного профессионального образования. Сегодня его статус в России серьезно меняется. Дополнительные программы подготовки больше не требуют государственной аккредитации. О прогнозах на рынке образовательных услуг рассказал директор Института повышения квалификации и переподготовки кадров ТюмГНГУ Антон Яркин, побывавший на двух семинарах, посвященных изменениям в законодательстве в части дополнительного обучения. Один семинар состоялся в Москве в Институте развития дополнительного профобразования, второй — в Ярославле на базе Академии бизнес-образования имени Пастухова.
Кор: Антон Викторович, что самое важное обсуждали представители дополнительного образования на этих двух встречах?
А.Я.: Главная тема, волнующая всех, — новый статус дополнительного образования. Как известно, закон об образовании отпускает в свободное плавание все дополнительные программы, они больше не требуют государственной аккредитации, по ним не выдается диплом государственного образца, вуз или частный учебный центр выдает свой диплом, и, соответственно, полностью берет на себя ответственность за качество и уровень подготовки.
Кор: Это хорошо или плохо?
А.Я.: У каждой медали есть две стороны. Во-первых, поскольку теперь не требуется государственная аккредитация, то открывается широкое поле для деятельности любых организаций, причем не обязательно образовательных, достаточно в Уставе иметь запись — «ведение образовательной деятельности». Правда, если вы хотите заниматься именно профессиональными образовательными программами — переподготовкой и повышением квалификации кадров — нужна лицензия на ведение образовательной деятельности, но ее не так сложно получить — заявлены достаточно скромные требования. Поэтому многие частные компании непременно этим воспользуются, будут открывать дополнительные программы. Возникает опасность, что особо предприимчивые люди, получив лицензию, но, не имея достаточного опыта в образовании, по сути, на совершенно законных основаниях могут за деньги выписывать дипломы. Конечно, это негосударственный документ об образовании и не каждый работодатель согласится принять на работу специалиста с таким дипломом. Таким образом, ответственность за качество образовательных программ сегодня ложиться полностью на учебное заведение, а функция независимой оценки (аккредитации) этого качества — на сами предприятия и на общественные объединения работодателей.
Кор.: Как быть потребителю? Как правильно сделать выбор?
А.Я.: Тщательно изучать выбранное учебное заведение. Обращать внимание на опыт работы в сфере ДПО, квалификацию преподавателей, условия проведения занятий, отзывы других компаний. Кроме того, современные предприятия очень серьезно подходят к содержательной части программ. Мы, например, все образовательные программы для корпоративных клиентов согласуем с предприятием и при необходимости совместно дорабатываем, включаем дополнительные разделы, подбираем преподавательский состав и т.п.
Кор.: И все же, для признания образовательной организации и программ, реализуемых ею, должны выполнятся какие-то минимальные требования, как например, при государственной аккредитации. Кто определяет эти требования для ДПО?
А.Я.: Аккредитацию дополнительных образовательных программ проводят общественные объединения работодателей и так называемые саморегулируемые организации. Сегодня эта система общественно-профессионального контроля еще не выстроена полностью. Структур, готовых провести независимую оценку, множество, возникают они стихийно. Солидные, крупные вузы, такие как ТюмГНГУ доверяют аккредитацию проверенным экспертам. В частности, зарекомендовавшее себя агентство по контролю качества образования и развитию карьеры «АККОРК» уже провело экспертизу основных программ университета и вскоре проанализирует дополнительные. Помимо этого, есть еще один вид профессиональной аккредитации, которую мы регулярно проходим на электронных площадках ведущих компаний. Наши программы, учебные планы, преподавательский состав, условия проведения занятий ежегодно проходят проверку на соответствие корпоративным требованиям ОАО «Газпром». Подобной процедуре подвергаются все, кто хочет работать с дочками крупного концерна в плане образовательных услуг. Аналогично состоятельность наших программ оценивают эксперты компании «Роснефть». Мониторинг качества образовательных услуг постоянно ведется в продразделениях АК «Транснефть» и ОАО «Сургутнефтегаз». Результаты такого мониторинга компании направляют нам, а мы, в свою очередь, оперативно реагируем на замечания и предложения, вносим коррективы в программы, повышаем уровень квалификации преподавателей и т.д. Кстати, повышение квалификации — это процесс взаимный! Преподаватели университета тоже обогащаются новыми знаниями, работая с производственниками.
Кор.: Сохранились ли хоть какие-то стандарты для дополнительных образовательных программ?
А.Я.: Образовательное учреждение может самостоятельно разработать программу дополнительного образования и наполнить ее по своему усмотрению определенными дисциплинами. Пожалуй, единственное ограничивающее требование — это количество часов обучающего курса. Так, продолжительность программы профессиональной переподготовки должна быть не менее 250 учебных часов (ранее закон устанавливал не менее 500 часов), курсы повышения квалификации — от 16 часов (прежняя минимальная учебная нагрузка в этой категории составляла 72 часа).
Кор.: В чем преимущества государственных структур допобразования?
А.Я.: Качество дополнительного образования, предлагаемого государственным вузом, подтверждается аккредитацией основных образовательных программ. Конечно, мы имеем несомненное преимущество. Однако, это не повод не думать о конкуренции. Многие негосударственные центры уже зарекомендовали себя как надежные образовательные организации, обеспечивающие достойный уровень качества услуг. Здесь нужно понимать, что каждый человек, получая дополнительные компетенции, стремится улучшить свое положение, найти хорошую работу или продвинуться по карьерной лестнице. По сути, все пути ведут к работодателю. Его оценка качества образования — ключевая. В этом смысле Тюменский государственный нефтегазовый университет — один из лидеров. Выбирая Институт повышения и квалификации кадров ТюмГНГУ, потребитель знает, что нам доверили подготовку своих сотрудников более 100 компаний, в т.ч. крупные корпорации: «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «Транснефть», «ЛУКОЙЛ», «Фортум» и многие другие. У нас проходят подготовку специалисты не только тюменского региона, но из самых разных уголков России и стран СНГ. Наши программы созданы на симбиозе теории и практики реального производства и их реализуют лучшие преподаватели и эксперты. Мы выдаем сегодня дипломы, которые имеют несколько степеней защиты от подделки, в том числе символика вуза. И это также подчеркивает уникальность и качество наших образовательных программ.
Кор.: Каково сейчас место дополнительных программ в общей системе образования?
А.Я.: Их роль несомненно возрастает. В новом законе «Об образовании» мы не найдем прежнюю привычную всем формулировку для основных программ — «высшее профессиональное образование», теперь это просто «высшее образование». Высшее образование становится некоторым базовым уровнем, а прикладную составляющую теперь несут дополнительные профессиональные программы. Согласно новой терминологии, получив высшее образование, молодой человек пока не имеет профессии. Это к вопросу о бакалаврах, место которых в структуре предприятия до сих пор с трудом определяют работодатели. Пройдя дополнительную подготовку в более узкой профессиональной области, получив специальные компетенции, бакалавр быстрее найдет себе работу, ведь работодатель сможет увидеть реальное применение новому работнику.
Кор.: Кто ваши клиенты?
А.Я.: В основном на переподготовку приходят люди за реальными знаниями. Например, у человека диплом физика, он закончил классический университет, а работает в нефтяной компании. Он понимает, что ему нужны знания по направлению «нефтегазовое дело», и он приходит и в течение полугода или года учится. Оплачивает учебу либо предприятие, либо он сам.
Кор.: У руководства компаний растет интерес к повышению квалификации сотрудников?
А.Я.: Все предприятия условно делятся на две группы: первая — консерваторы, которые работают по старинке, отправляя на повышение квалификации своих работников один раз в 5 лет. Вторая — это предприятия, где руководители и управленческий персонал, как правило, моложе. Это следующее поколение, которое не только не боится внедрять в производство современные инновационные технологии, но и по-новому смотрит на уровень компетенций и образование своих сотрудников, понимая, что от этого в немалой степени зависит успех предприятия. Качественное образование недешево, но эти вложения необходимы для развития компании и в перспективе непременно окупятся.
Кор.: А каково соотношение среди вашего контингента тех, кто платит за образование из своего кармана, и тех, кому помогает предприятие?
А.Я.: Хороший вопрос. Основная доля 70% — это заказы предприятий. Но у нас есть постоянно действующие курсы, на которые приходит немало студентов, они стремятся получить дополнительные компетенции, чтобы иметь преимущество при трудоустройстве. Ряд программ разработано индивидуально для конкретных предприятий. И формы обучения возможны разные — с отрывом и без отрыва от производства, на базе вуза и на базе самого производства, очно или заочно, с использованием дистанционных технологий.
Кор.: В каких направлениях переподготовки и повышения квалификации ТюмГНГУ считает себя ведущим?
А.Я.: Это прежде всего специальности, связанные с нефтегазовым комплексом. У нас сильные программы по геологии, бурению, разработке нефтегазовых объектов, транспорту и переработке нефти и газа. Хорошо востребованы курсы по электроэнергетике, энергосбережению, безопасности производства, автомобильный и специальный транспорт, компьютерная безопасность и, конечно, экономика и финансы. Еще один «конек» университета — криология. Все курсы, так или иначе, ориентированы на реальные месторождения, которые смещаются все дальше на Север страны, где экстремально холодные природно-климатические условия. Это нельзя не учитывать при подготовке специалистов. Кроме того, мы организуем стажировки на ведущие российские и зарубежные компании.
Кор.: Будут ли запущены в этом учебном году новые курсы?
А.Я.: Планируем начать несколько новых направлений. Одно из них — «Компьютерная безопасность». Это актуально сейчас для любого предприятия. В этот курс будет включен отдельный модуль, разработанный совместно с корпорацией Microsoft, который позволит слушателям пройти тестирование и получить дополнительно к диплому еще и международный сертификат, подтверждающий профессиональное владение продуктами компании. Кстати, такую подготовку можно пройти уже сегодня базе IT-Академии Microsoft, открытой в этом году в институте. Сейчас к нам обращается немало выпускников гуманитарных вузов, имея базовый диплом и реальный производственный опыт, они желают пройти переподготовку на технические специальности. Чтобы оценить уровень знаний для такой категории, проводится вводное тестирование, по результатам которого слушатель либо сразу приступает к обучению по выбранному направлению, либо, если результат теста не самый хороший, ему предлагается пройти базовый курс профессиональной переподготовки «Инженерное дело» в течении 3-6 месяцев. Получив знания по физике, высшей математике, инженерной графике, слушатель может спокойно продолжить дальнейшее обучение по любому техническому направлению. Стать технарем для гуманитария вполне возможно, главное — желание!
Кор.: Спасибо за интересный разговор!
Комментарии