Елена Шаповалова, директор ООО «Тюменская сырьевая компания» (хозяйственное общество ТюмГНГУ) прошла двухнедельную стажировку в Европе в рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ. Знакомство с малым с средним бизнесом Германии, Швейцарии и Франции состоялось благодаря отбору по президентской программе, который включал несколько сложных этапов, в том числе и общение на английском языке.
Из 190 заявок со всей страны было отобрано 15. В группу вошли представители Астраханской, Белгородской, Нижегородской, Новосибирской, Пензенской, Свердловской, Смоленской областей, городов: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону и Тюмень. «Управленцам» посчастливилось посетить такие предприятия, как: Jura — производитель кофемашин, VITRA AG — эксклюзивная мебель для офисов и жилых помещений, NOWS Lorrach — производство деликатесной рыбы, сыроваренное производство Emmentaler Schaukaserel, шоколадную фабрикуCamille Bloch, компанию по производству крупноблочного модульного строительства Weberhaus GmbH, автосалон Mercedes Zimmermann и многие другие.
За время поездки Елена Анатольевна узнала немало, например, из лекций «Макро- и микротенденции развития экономики и общества. Развитие малого и среднего бизнеса с учетом тенденций современной экономики. Рынки будущего» и «Поиски креативных решений. Развитие креативности в компании. Методика кросс-инноваций», прочитанных Рольфом Доквайлером, профессором и руководителем «Института будущего». Как оказалось, понятие средний бизнес для стран Европы — это годовой оборот в размере 40 млрд долларов!
«У меня поменялся взгляд на управление компанией, — делится впечатлениями Елена Шаповалова. — В России, как правило, управление строится по вертикали, здесь же — по горизонтали, то есть когда простой работник может придти к руководителю фирмы в любое время со своим вопросом, чтобы что-то обсудить. Все проблемы решаются не с топ-менеджерами, а с самими специалистами. 80% в компаниях занимают работники, остальные — так называемые «белые воротнички».
Поразил и производственный процесс. Например, в городе Раштат делегация посетила две производственные площадки, где выпускаются автомобили Mercedes класса A и B. На предприятии можно наблюдать применение отличных маркетинговых ходов, например, любой может посетить завод и выпить чашечку кофе. Приходя в магазин, человек невольно будет искать то название кофе, которое попробовал накануне. Здесь поработали психологи, которые точно знают, как привлечь клиента, — отмечает Елена Анатольевна.
Также Елена рассказала, что на заводе предусмотрена максимальная компьютеризация и автоматизация: «Нет никаких смен, работ в непрерывном режиме, доходит до того, что не нужно уходя выключать свет: «Поражает точность, так, в секунду на заводе выходит одна машина, абсолютно все движения высвечиваются на табло, все действия рассчитаны посекундно». Тем не менее, авто выполняется индивидуально; на два млн машин одинаковых выходит всего две.
Немаловажным на предприятии являются дисциплина, порядок и планирование. «Я поняла, что производственники планируют каждый день. Если бы мы опоздали на предприятие, скажем, на минуту — то нас бы уже никто не принял. Чтобы договориться о встрече, нужно как минимум за месяц предупредить об этом, иначе вы просто не впишитесь в рамки».
Елена Анатольевна поделилась и такими впечатлениями: «Я заметила, что в ресторане на 300 мест обслуживанием занимаются всего два официанта, при этом они все успевают, а гости не сидят и не ждут свои блюда. Работа проходит быстро за счет автоматической передачи заказов. Один человек заменяет десятерых. Оплата происходит из расчета трудочасов: сколько отработал — столько и получил. Планирование не включает в себя перерывы на кофе, на болтавню, все строго по временным рамкам.
Во Франции делегация посетила Страссбургский университет, где гости прослушали семинар «Маркетинг, создание и поддержка бренда и психология успешных продаж. Стратегические коммуникации компании», который провел соуправляющий компанией Gruppe Drei Даниэль Дитрих. Там же были вручены сертификаты о прохождении лекций с возможностью получения степени MBA в университете.
Елена Шаповалова отметила, что эта поездка поменяла взгляд на трудоустройство, управление персоналом, подходу к труду. По словам представительницы ТюмГНГУ, у европейцев стоит поучиться пунктуальности, точности и, самое главное, планированию не только на работе, но и в жизни.
Александра Чернышова
Комментарии