Размер шрифта:

Цвет:

Изображения:

Кернинг:

1x
2x
3x

Озвучивание:

Назад

30.10.2014
0
383
Новости ТИУ

Форма отправки факса

Фонд целевого капитала для образовательного учреждения — что это? Очередная финансовая пирамида или реальные деньги на развитие вуза? В чём успех создания эндаумент-фонда, и, что мешает его развитию — об этом мы поговорили с директором фонда целевого капитала ТюмГНГУ, проректором по учебно-воспитательной работе вуза Дмитрием Новицким.
 
— Как родилась идея формирования фонда целевого капитала в Нефтегазовом университете?
— Современная российская система образования уже долгое время претерпевает значительные изменения. Финансово-экономические показатели деятельности университета становятся главными критериями в определении его эффективности и конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Изменение характера финансирования вузов со стороны государства приводит к необходимости создания условий для долгосрочного финансирования образовательного учреждения с целью обеспечения его стабильной деятельности. Одним из финансовых инструментов, позволяющих добиться подобной стабильности, как раз и является целевой капитал или эндаумент. Сегодня это один из основных источников финансовой стабильности и один из показателей эффективности вуза.
В 2006 году был принят Закон №275 ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческими организациями» (от 30.12.2006г.). Тогда в вузах Центральной России и появились первые эндаументы. Один из примеров — МГИМО, который сразу получил хорошую поддержку, и сегодня «тело» его фонда имеет уже один млрд рублей. Соответственно и доход, который получает вуз, достигает 20 процентов от бюджета. Это идеальный случай и нам пока до этого далеко, но есть другие примеры. С 2009 года существует подобный фонд в Тюменском госуниверситете. Очень активно развиваются эндаумент-фонды и у наших «соседей»: в Уральском федеральном университете с 2012 года создано уже шесть подобных фондов. Поясню, почему шесть. Там у каждого факультета создан свой фонд. К примеру, у нас каждый институт захочет пойти по тому же пути, иметь свой фонд, чтобы дивиденды шли на развитие структурного подразделения, в этом нет запрета. Если директор сегодня найдёт определённое количество меценатов, которые сформирует необходимый капитал, определят его в управляющую компанию, то соответственно и целевой доход пойдёт на развитие этого конкретного подразделения.

— Как у нас в вузе обстоят дела?
— На сегодняшний день мы уже сформировали «тело» фонда, которое по закону должно быть не менее 3 млн рублей, определяемся с управляющей компанией.

— Вузу нужны дополнительные деньги, на что?
— Мы не просто «сидим» на деньгах Минобрнауки: вуз сегодня зарабатывает, зарабатывает не только на прямой образовательной деятельности от студентов, это и дополнительное образование — короткие программы и курсы повышения квалификации, это и работа малых инвестиционных предприятий, созданных при университете, это и научные разработки, приносящие доход университету. Но эндаумент фонд — это одно из дополнительных направлений поддержки всех выше перечисленных. В этом году мы уже дважды отчитались в создании фонда, о размере и количестве внесённых пожертвований. Сегодня фонд целевого капитала — это уже неотъемлемая часть поддержки вуза.

— Какие цели преследует фонд?
— В первую очередь это поддержка всей уставной деятельности вуза, материально-техническое обеспечение, грантовая поддержка преподавателей и молодых учёных, модернизация образовательных программ, финансирование инвестиционных проектов, научно-исследовательской, внеучебной деятельности студентов и преподавателей, развитие кадрового потенциала и социальная поддержка работников и студентов университета, многое другое. При этом мы говорим о том, что должна быть заинтересованность подразделений в улучшении каких-либо направлений, чтобы в проекте они смогли «побороться» за эти деньги, и чтобы фонду было понятно, на что необходимо направить расходы.

— Насколько сотрудники сегодня заинтересованы данным проектом?
— Однажды у нас был плачевный опыт, когда одно финансовое предприятие нам очень задолжало, были судебные процессы, поэтому понятно, почему фонд сегодня ассоциируется с деятельностью этой «финансовой пирамиды». Абсолютно, нет! Еще в 2006 году президент РФ говорил, что эндаумент-фонды — это одна из форм цивилизованной поддержки некоммерческих организаций. Сегодня у Эрмитажа есть эндаумент-фонд, у различных выставочных и научно-исследовательских центров.
Хочу сказать, чтобы не сравнивали фонд с этой некой пирамидой, о которую мы «обожглись». Это совсем другая структура. Да, она действительно сегодня подвержена влиянию рынка, поскольку «тело» капитала будет вкладываться в определённый вид ценных бумаг, депозитов, но всё в рамках закона, и в рисковые инвестиционные портфели вкладывать подобный капитал просто запрещено. Более того, по результатам финансового года предусмотрен обязательный аудит этих средств, как они размещались, как отработала управляющая компания, куда потрачен доход, повторюсь «тело» капитала не тратится, только пополняется. Такие проверки проводят независимые аудиторские компании, это тоже поднадзорно.

— Кто сегодня управляет фондом?
— Сегодня в составе фонда три уровня управления: Правление фонда, Попечительский совет, который возглавил Губернатор Владимир Якушев и Совет по использованию целевого капитала.

— Достаточно ли внимания со стороны первых лиц?
— В попечительском совете 15 человек — это руководители предприятий нефтегазовой отрасли. Понимание того, что мы их позвали работать на развитие вуза, — есть. Хочется сказать этим людям спасибо, что они откликнулись и поддержали нас. Сейчас задача по привлечению средств в фонд также легла и на плечи наших партнёров.

— Какими функциями, помимо инвестиционных, наделены члены фонда?

— Конечно же, простым вложением средств работа фонда не ограничивается. Например, в МГИМО фонд собирает своих попечителей на проблемные конференции развития вуза или какой-либо отрасли. Это способствует обсуждению смежных проблем, их решению, и в этом случае эндаумент-фонд становится «проводником» и организатором объединения для решения таких вот вопросов, глобальных кластерных, региональных задач…
— Что мешает развивать это направление? Какие проблемы существуют?
— Уровень знаний людей (я говорю о физических лицах) и законодательство. Конечно у всех разный уровень дохода. И если для физических лиц мы имеем льготу на подобные виды благотворительной деятельности — он может получить вычеты социального налога, то есть может компенсировать эти средства, но по юридическим лицам сегодня закон до сих пор не принят и некоммерческим организациям приходиться «ходить и просить» денег у организаций, имеющих благотворительные фонды. Так вот, если бы у нас появился закон о льготах (вычетах) для благотворителей-юридических лиц, это было бы хорошим подспорьем в планировании этой деятельности, ведения цивилизованной переписки и получения каких-то средств.
Одна из проблем — это то, что люди, обладая нигилизмом, не верят в отсроченный эффект мероприятия. Возможно они поверят, когда придут получать первые деньги, когда мы сможем уже доказать, что это вложение денег в реальную поддержку, реальный результат какой-то деятельности.

— Когда вуз увидит первые дивиденды от вложений?

— Начнём с того, что как только мы заключим договор и «отдадим» свой капитал в доверительную компанию, и, в виду того, что финансовый год уже заканчивается, то первую «копеечку» мы увидим в ближайшие полгода. К сожалению, пока «тело» фонда не настолько велико, чтобы первые доходы были ощутимы. Сегодня у нас даже сотрудники фонда, понимая, что брать денег пока неоткуда, работают безвозмездно: и директор фонда, и бухгалтер. Но есть отдельная часть дохода — взносы на благотворительную деятельность фонда, из этих средств пока и оплачиваются самые необходимые расходы. Еще раз повторюсь, мы в «тело» фонда не лезем, мы не имеем права! Даже когда мы будем получать доход, на текущую деятельность фонда может быть потрачено не более 10 процентов, всё это регламентируется законом.
Нам есть к чему стремиться. У некоторых западных вузов история эндаументов насчитывает более ста лет, и фонды составляют больше 300 млрд долларов!

— Какие-то напутственные слова будут для сотрудников и студентов университета?
—  Я хочу обратиться к сотрудникам, студентам и выпускникам нашего университета. Думаю, у выпускников свежи воспоминания как было замечательно в вузе в студенческие годы, как было интересно, молодо и весело. В условиях серьезной конкуренции вот это «веселье» для студентов (я не о развлечениях говорю, а об интересной студенческой жизни) хочется поддержать. Сотрудникам хочется пожелать, чтобы помогали фонду сегодня, потому что завтра дивиденды вернутся к ним. И как говориться «с миру по нитке…», но надеюсь уже не «нищему рубаха», а получится нормальная поддержка учёному на его научные разработки.
Что касается студентов, то нам важна волонтерская поддержка. У нас, к примеру, сейчас два студента Института менеджмента и бизнеса, на добровольных началах работают в вузе. Во-первых, нарабатывают опыт, во-вторых, на базе этого опыта они планируют писать курсовые и дипломные работы. Поэтому хочется, чтобы студенты жили современными знаниями, чтобы они понимали, что это реальное благотворительное дело, ведь эндаументы существуют и будут работать не только в вузах, но возможно появятся и в организациях, которые они потом возглавят.

Татьяна Тагильцева

Комментарии

Ответ на комментарий: ()

При наличии

Комментарии не найдены
Подпишитесь на рассылку
Следите за самыми актуальными новостями Тюменского Индустриального Университета. Будьте первым.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

ТИУ в социальных сетях

Версия для слабовидящих

Карта сайта

Контакты

625000, г. Тюмень, ул.Володарского, 38

Телефон/факс: +7 (3452) 28-36-60

Электронная почта: general@tyuiu.ru


© 2000-2024, Тюменский Индустриальный Университет

Минобрнауки России

Загрузка