Недавно в ТюмГНГУ появился первый аспирант, которая обучается по исследовательской программе PhD аспирантуры в University of Aberdeen (г. Абердин, Великобритания). Виктория Курушина, ассистент кафедры «Транспорт углеводородных ресурсов» Института транспорта ТюмГНГУ, получит степень доктора философии по направлению «Инжиниринг» международного стандарта PhD. О том, как дается учеба студентке, она рассказывает в своих «Записках из Абердина».
Абердин — это небольшой город на берегу Северного моря на британских островах. С населением порядка 230 тысяч жителей, он считается третьим крупным городом в Шотландии. Его иногда называют Гранитным городом за сохранившиеся старинные дома, церкви, монументальные заборы и улицы, вымощенные камнем.
Кампус Университета Абердина, пятого старейшего университета Великобритании, располагается как раз в более древней части города, к северу от центра, недалеко от реки Дон.
Учёба
Аспирантура в университете Великобритании по своей сути мало отличается от аспирантуры в России или любой другой стране — это контролируемое самообразование. Процесс должен проходить в постоянном диалоге с руководителем. У многих есть также консультанты по проекту — как правило, это студенты четвёртого года обучения, пишущие диссертацию, либо преподаватели специальных дисциплин. Учёба в аспирантуре подразумевает пребывание на рабочем месте, в среднем, по 8 часов 5 дней в неделю.
Для вновь прибывших студентов аспирантуры раз в семестр проводится так называемая «вводная» — три дня занятий, чтобы они могли понять требования и возможности университета. Самое главное, чему с первой встречи учат аспирантов: пожалуйста, не молчите, если вы зашли в тупик, говорите, что вам мешает двигаться вперёд. Тогда руководитель, персонал университета или окружающие студенты смогут помочь. Ещё одна немаловажная роль таких встреч — познакомить аспирантов одного года обучения между собой, поскольку все сидят в противоположных концах зданий в разных исследовательских группах.
На первом дне «вводной» рассказывают о научных направлениях колледжа, к которому принадлежат студенты. Например, в Колледже Физических Наук существуют: электрический инжиниринг, механический инжиниринг, общий инжиниринг, геология, археология и т.д. Название «нефтегазовый инжиниринг» очень редко встречается в вузах, хотя большинство научных проектов так или иначе связано с нефтегазовой отраслью.
Второй день полностью посвящён преподавательской практике, поскольку всем аспирантам надлежит помогать основным лекторам вести практические занятия. Тренинги второго дня примечательны большим количеством дискуссий на тему конфликтных ситуаций «преподаватель — студент». После обсуждения в небольших группах, аудитория вновь соединяется и оценивает предложенные варианты выхода из обстоятельств.
Третий день — это сборник презентаций об отдельных подразделениях университета, которые могут быть полезны в процессе обучения.
Ментор
В британской системе обучения можно отметить одну характерную особенность, которая проявляется в разных вещах, — они очень любят страховаться. Так, своего рода «подстраховкой», что PhD-программа студента идёт по плану, является менторство.
Ментор — это старший товарищ, взрослый и зрелый человек, как правило, доктор наук, но в совершенно другой отрасли знаний. После руководителя ментор является вторым человеком, на котором официально лежит ответственность, чтобы конкретный аспирант свою программу освоил успешно. Задача ментора — наблюдать за «благополучием студента», дабы никакие внешние факторы, не связанные с темой диссертации напрямую, не помешали её написать и защитить. Встреча с ментором назначается практически сразу после первой встречи с руководителем.
Язык
Для иностранных студентов, кто не бывал в Великобритании, первый месяц обучения является стрессовым в плане общения. Чтобы преодолеть языковой барьер, существует несколько опять-таки «подстраховок». Для студентов магистратуры и PhD работают специальные бесплатные курсы академического английского, ориентированные на создание профессиональных научных текстов. Занятия основаны на дискуссии с преподавателем-носителем языка и в группе относительно плохой, хорошей и очень хорошей практики написания статей.
Также в языковом центре висит общественная доска объявлений, где регулярно появляются предложения о совместном обучении: по принципу «ты — мне, я — тебе».
Пример типового объявления: «Здравствуйте! Я такой-то, студент из Испании. В совершенстве владею испанским языком и охотно ему вас научу, если вы научите меня взамен без ошибок говорить по-английски. Со мной можно связаться так-то…». Таким образом, два человека находят друг друга и отрабатывают нужные навыки в паре.
Встретить людей с действительно хорошим или родным английским можно также на общеуниверситетских презентациях, курсах и семинарах. Самое главное, что предоставляет Университет Абердина своим студентам, — это широкий диапазон возможностей для развития необходимых навыков.
Виктория Курушина
Комментарии