Студентки Тюменского индустриального университета направления
подготовки «Биотехнические системы и технологии» Софья Парамзина и Полина Тургина создают
уникальную разработку «Фантом мозга («Фантомозг») для нейрохирургического
обучения», не имеющую аналогов в России.
Идея разработать симуляционную модель мозга для
того, чтобы будущие нейрохирурги могли отрабатывать и тренировать хирургические
манипулятивные и навигационные навыки, появилась у девушек во время производственной
практики в Федеральном центре нейрохирургии. Модель была создана на основе обезличенных
снимков компьютерной томографии (КТ) и
магнитно-резонансной томографии (МРТ) с использованием 3D-печати и
силикона.
«В пластиковую модель (форму) заливается силикон и
интегрируются датчики –
герметичные магнитоуправляемые контакты (герконы), имитирующие опухоли, а также
контактная группа для регистрации касаний инструмента, -–
рассказывает Софья Парамзина. -– Все опухоли имеют разную плотность, поэтому в
симуляторе имитируются новообразования: либо силиконовым слаймом - для копирования
узлов с дряблой консистенцией; либо воздушным пластилином - для моделирования
патологических тканей с плотной
консистенцией. Магнитоуправляемые контакты регистрируют касания хирургического
инструмента, а программа считает их и выводит результат. Идет запись, и впоследствии можно разобрать ошибки со своим педагогом».
В настоящее время в России
нет аналогов данного симулятора, но существуют другие патенты с иными
технологиями. Инновационная разработка студенток ТИУ отличается быстротой,
дешевизной и возможностью адаптации к различным патологиям и анатомическим
структурам мозга. В будущем планируется модернизация симулятора с добавлением
акселерометра для определения положения инструмента.
«Наша разработка универсальна, и может использоваться
не только в нейрохирургии. Симулятор в целом полезен для студентов медицинских
специальностей, требующих различных компетенций на стыке инженерии и медицины, -– говорит Полина
Тургина. -– Можно создать учебные муляжи с
интерактивными элементами, например, для уроков биологии, чтобы изучать
анатомию мозга. «Фантомозг» похож на конструктор и способен менять свои характеристики
под разные нозологии. Таким образом, разработанная конструкция высокотехнологична
и может быстро адаптироваться к изменениям
в техническом задании на производство. Кроме того,
отрабатывать навыки могут одновременно несколько студентов».
Девушки обучались
на профиле подготовки «Биотехнические и медицинские аппараты и системы» направления
БСТб и выполняли проект в рамках программы сопровождения и защиты выпускных квалификационных
работ «Стартап как диплом» под научным руководством доктора медицинских наук,
профессора кафедры КС Владимира Баранова.
«У нас очень интересная специальность. Мы инженеры, но хорошо
разбираемся в медицине. Профессия требует различных компетенций, поэтому с
первого курса мы начинаем погружаться в научную и проектную деятельность.
Многое изучаем интенсивно и на опережение, но именно поэтому нам и интересно было здесь учиться», -– рассказала Софья
Парамзина.
Разработчики активно
занимаются научной деятельностью, публикуют статьи и участвуют в конференциях. В будущем девушки планируют поступать в магистратуру и
продолжать работу над проектом, в том числе, рассматривается
возможность интеграции симулятора в образовательные и медицинские учреждения, а
также для телемедицинских систем и комплексов.
Центр по внешним коммуникациям ТИУ
Комментарии