Ученые филиала ТИУ в Тобольске разрабатывают уникальную методику выбора
площадок для размещения гелио-ветро-дизельных электростанций.
Гибридные электростанции обеспечат энергией пункты подзарядки беспилотных
летательных аппаратов (БПЛА) большого радиуса действия на территории Тюменской
области. Проект направлен на повышение энергетической эффективности региона,
сокращение затрат и укрепление технологического лидерства России.
Группа исследователей предложила
практический алгоритм расчета мест размещения станций с учетом климатических и
ландшафтных особенностей области. Решение помогает использовать излишки
выработки существующих генераторов для питания новых гибридных комплексов, что
снижает нагрузку на дизельную генерацию и уменьшает себестоимость
электроэнергии для пунктов обслуживания беспилотников, способных нести полезную
нагрузку до 1 тонны.
«Себестоимость электроэнергии от дизель-генераторов делает
дорогостоящим создание разветвленной сети для обслуживания нового поколения
беспилотников, поэтому мы предлагаем пересчитать конфигурацию гелиоэлементов и
их размещение применительно к условиям Тюменской области», – объясняет и.о. заведующего кафедрой электроэнергетики
филиала ТИУ в Тобольске Елена Чижикова.
Ученые отмечают
две характерные особенности Сибири, существенно влияющие на эффективность
солнечных модулей: изменение спектрального состава солнечного излучения (сдвиг
в сторону красной части спектра при прохождении через толстый атмосферный слой)
и длительный снежный покров, отражающий около 50 процентов падающего света и
разбивающий поток отраженного излучения на хаотичные направления. В результате
зимой инсоляция и КПД классических гелиоэлементов заметно снижаются.
Для
компенсации этих эффектов исследователи предлагают нетипичную ориентацию
панелей: не перпендикулярно прямому солнечному свету, а по нормали к
биссектрисе угла между падающим и отраженным от снега светом. По оценкам
авторов, такой подход может увеличить вырабатываемую мощность отдельных
элементов примерно на 50 процентов в зимний период.
Проект также
предусматривает адаптацию серийных гелиоэлементов, изначально рассчитанных на
широты Китая и юга Европы, под условия Тюменской области путем подбора
элементов с повышенной чувствительностью в красной области спектра. До сих пор
в России комплексных работ по этой проблеме для данных широт не проводилось
(частичные исследования ведутся, например, в Сибирском федеральном
университете в Красноярске).
Ключевые участники проекта: профессор Михаил Носков (инициатор проекта, также
работает в СФУ); кандидат технических наук Илья
Сухачев (победитель гранта Президента РФ для поддержки молодых ученых); аспиранты
Иван Гладков (обладатель золотого
сертификата федерального интернет-экзамена бакалавра) и Александр Зольников (грантообладатель Благотворительного фонда
«ЛУКОЙЛ»).
В планах
ученых – оптимизировать структуру гибридной электростанции
(солнце-ветер-дизель) под реальные графики потребления энергии, а затем создать
ее цифровую модель в специализированном ПО. Это позволит минимизировать
себестоимость электроэнергии и сроки окупаемости станций. Для реализации этих
планов команда активно привлекает индустриальных партнеров и участвует в
конкурсе на грант Российского научного фонда.
Реализация проекта позволит создать
энергоэффективные и экономичные пункты подзарядки БПЛА, повысить энергетическую
автономность отдаленных объектов и внести вклад в устойчивое развитие
региональной энергетики.
Центр по внешним коммуникациям ТИУ
Комментарии