Век живи — век учись. Излюбленная фраза всех учителей в оригинале звучит так: «Век живи — век учись тому, как следует жить». Мудрое высказывание римского философа Луция Аннея Сенеки становится особенно актуальным для современной эпохи информатизации и цифровизации.
Важность принципа «обучение через всю жизнь», преимущества системы дополнительного образования сегодня признаются всеми ветвями власти, образовательным сообществом, работодателями и их профессиональными объединениями, а также самими работниками. Развитие образования и, прежде всего, дополнительного, стало одной из ключевых тем на недавно состоявшемся в Тюмени форуме «Инфотех». То, что регион по-прежнему делает ставку на человеческий потенциал и цифровые кадры, в своём выступлении отметил губернатор области Александр Моор.
В быстро меняющейся экономике знаний образование ориентировано на получение навыков, необходимых для жизни. Однако, как показывают исследования, время, отведённое для получения образования в различных странах, разнится. У жителей стран Организации экономического сотрудничества и развития на образование уходит в среднем 17 лет — результаты находятся в диапазоне от 14 лет в Колумбии до 21 года и более в Австралии.
В школе, как правило, мы учимся от 9 до 11 лет, в вузе от 4 до 6, итого – 15-17 лет, а всю оставшуюся жизнь? Казалось бы, получил диплом и теперь всё в твоих руках. Но чаще случается так, что придя на производство, мы испытываем нехватку знаний или необходимых компетенций, а в ряде случаев в наш век стремительно меняющихся технологий кому-то и вовсе приходится начинать искать себя в другой профессии. И здесь нам на помощь приходит дополнительное образование.
Зачем дипломированному специалисту садиться за парту?
Прежде всего, для того, чтобы повысить квалификацию по современным технологиям или получить новую профессию. В связи с этим всё более актуальной становится задача построения гармоничной системы непрерывного образования, которая ответит на внешние вызовы рынка труда (меняющиеся профстандарты).
Обращение информации в современном обществе стремительно растёт, обуславливая ускорение амортизации профессиональных знаний, прежде всего в технологичных отраслях производства. Технологии меняются настолько быстро, что базового образования и компетенций, полученных во время обучения в вузе, становится уже недостаточно. Реалии современной жизни требуют получения новых знаний, независимо от возраста, статуса, квалификации и производственной сферы. Главным ресурсом становятся знания, и на передовую выходит дополнительное образование — направление, в рамках которого можно решать задачи повышения конкурентоспособности экономики, воспроизводства интеллектуального потенциала общества, обеспечения социальной защищенности и реабилитации граждан. Эффективно функционирующая система дополнительного образования обеспечивает своевременную профессиональную ориентацию, получение новых профессий, специальностей и дополнительных квалификаций, а также повышение уровня знаний и необходимых производственных компетенций.
Тюменский индустриальный университет по праву можно считать прародителем дополнительного профессионального образования в регионе, ведь программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров в топливно-энергетическом комплексе через систему ДПО здесь начали реализовать еще в 1971 году. Сегодня в Институте дополнительного и дистанционного образования сформирована универсальная база для профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров, а образовательный процесс с каждым годом становится всё более совершенным благодаря внедрению современных образовательных технологий и повышению качества предоставления образовательных услуг.
Модернизация образовательного процесса
Вызовы времени определяют направления развития деятельности Тюменского индустриального университета. На сегодняшний день, благодаря сформированной в вузе единой цифровой образовательной среде, Институт дополнительного и дистанционного образования стремительно расширяет возможности непрерывного образования. Преподаватели института создают качественно новые цифровые продукты, которые становятся основным строительным блоком процесса обучения студентов и слушателей.
В Институте реализуются программы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки, а также обучение рабочим специальностям. Стоит отметить, что программы предполагают различные формы реализации, в том числе (по требованию заказчика) 37 из них организованы в дистанционном формате, что особенно актуально в сложившейся в мире ситуации.
Реализуемые программы — прямой ответ на запросы предприятий и организаций в подготовке компетентных инженерных и управленческих кадров. Дистанционные технологии освоения — ответ на потребности специалистов и работодателей в развитии компетентностного уровня без отрыва специалистов от производственной деятельности. Цифровой формат освоения программ — ответ на глобальную информатизацию образовательной среды.
На базе Института дополнительного и дистанционного образования меняется подход к проектированию программ, разрабатываются новые образовательные программы, появляется новый формат образования. Одним из прорывных направлений будущего является внедрение в учебный процесс Массовых открытых онлайн-курсов (МООК).Сегодня они уже широко применяются как в основных профессиональных образовательных программах (по таким спецдисциплинам, как «Основы нефтегазовой геологии» и «Основы нефтегазового дела»), так и в системе дополнительного образования.
В формате МООК такие курсы доступны на Платформе открытого образования ТИУ широкому кругу желающих. Зачесть результаты их изучения на основании полученного в опорном вузе сертификата могут и студентам других университетов.
Цифровизация образовательного процесса в части освоения учебного материала позволит слушателям самостоятельно планировать время прохождения курса. Теоретический материал представлен в формате онлайн-курсов и интерактивных презентаций, видеолекций, учебных текстов и дополнительных материалов, тестов и заданий для проверки усвоения курса, а закрепление практических навыков организовано в ходе работы на виртуальных тренажерах. Курсы используют геймификацию, что делает их привлекательными для студентов и расширяет представление о традиционных педагогических инструментах.
Очень важно, что даже в условиях пандемии сотрудники предприятий могут пройти обучение и получить необходимые навыки или перепрофилироваться без отрыва от производства. Так, к примеру, сегодня удалённо можно пройти МООК «Техника и технологии бурения морских скважин» — это курс, построенный на основе современных педагогических концепций и технологий, позволяющих специалисту повысить квалификацию в области основных технологических процессов, связанных со строительством нефтяных и газовых скважин с плавучих буровых установок и морских стационарных платформ на шельфе мирового океана. Предлагаемый курс является современной технологией смешанного обучения, реализуя новые формы и методы в образовании.
Если вы нацелены на собственное развитие и заинтересованы в дополнительном образовании, то приглашаем вас пройти профессиональное обучение, подготовку или переподготовку по направлениям, востребованным работодателями региона, получить «корочки» по рабочим специальностям или стать слушателем «Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ» («Президентской программы») в Институте дополнительного и дистанционного образования Тюменского индустриального университета.
Комментарии