Герой рубрики «Люди,
посвятившие себя науке» – Татьяна Владимировна Семенова, ученый секретарь диссовета,
доцент кафедры геологии
месторождений нефти и газа Нефтегазового института, кандидат
геолого-минералогических наук. Татьяна Владимировна четверть века посвятила
развитию научного движения в вузе. Ее любят студенты и аспиранты, ценят коллеги
и уважают в научно-геологических кругах. Без ее внимательности, ответственности, любви к науке и своей работе многие диссертации бы не состоялись.
Досье
С 2006 года и по настоящее время Татьяна
Владимировна Семенова выполняет обязанности ученого секретаря диссертационного
совета 24.2.419.04, при ее участии прошли защиту 7 докторов наук и более 50
кандидатов наук. Имеет более 50
опубликованных работ, из них: 4 монографии, 4 учебных пособия, 10 статей в
международных базах данных Scopus и Web
of Science, более 40 статей ВАК. Татьяна
Владимировна является лауреатом премии им. В. И. Муравленко (2024), награждена
памятной медалью «75 лет Тюменской геологии» (2023), имеет благодарственные
письма Тюменской областной Думы (2020) и фонда им. В. И. Муравленко (2019), почетные
грамоты и благодарности ТюмГНГУ и ТИУ.
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА, ВЫ СТОЛЬКО ЛЕТ В ПРОФЕССИИ И
НИКОГДА НЕ ИЗМЕНЯЛИ ЕЙ. ПОЧЕМУ ВЫБРАЛИ ГИДРОГЕОЛОГИЮ?
Мои родители окончили
Пензенский политехнический институт по специальности «Приборы точной механики»,
поэтому я их называла «механики». Папа долгое время был главным инженером
завода «Нефтемаш». В школьные годы я училась в музыкальной школе по классу
скрипки и хотела связать свою жизнь с музыкой, но папа строго сказал: «Высшее
образование для женщины обязательно! Какая тебе скрипка, будешь инженером». Мысль
об инженерной профессии папа внушал мне с детства, и это отложилось у меня на
подкорке. Когда увидела название специальности «Гидрогеология и инженерная геология»,
именно инженерная геология меня покорила. Но ей я никогда не
занималась конкретно инженерной геологией, работала в области гидрогеологии.
ИНТЕРЕСНО, СЕЙЧАС ВЫ ИГРАЕТЕ
НА СКРИПКЕ?
Играю очень редко, но руки все
помнят, надо заниматься. Я поступала в музыкальную школу по классу фортепиано,
но так как у меня очень хороший слух и «скрипичные» руки, меня приняли на
скрипку. Для того, чтобы играла чисто, заставляли водить по одной струне, и
от этого звука я два раза падала в обморок. Но музыку очень любила. В школе больше
тяготела к точным наукам: математике, физике, химии. У нас были очень хорошие
учителя, я легко сдала экзамены при поступлении в вуз, и в институте, например,
с физикой у меня никогда не было проблем. Вообще, в детстве я была очень положительным
ребенком. Самостоятельной и усидчивой, училась, старалась и в вуз поступила
самостоятельно, никто меня за ручку не водил.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГИДРОГЕОЛОГИЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОЛОГИЯ» БЫЛА ПРЕСТИЖНОЙ?
Да, на эту специальность был большой конкурс, говорили: «На ГИГ, как во ВГИК». Тогда тех, кто не поступал на гидрогеологию, отправляли
на геологию нефти. Гидрогеологов в 80-е годы на геологоразведочном
факультете в ТИИ было две группы, а до этого даже три. А сейчас мы выпускаем
очень мало специалистов для такой большой Тюменской области. Не все студенты
знают, чем хороша эта специализация. Во-первых, она двойная – можно заниматься как
гидрогеологией, так и инженерными изысканиями под строительство. Но ребята
считают, что если геология нефти, то им сразу доллары будут платить. Поэтому мы
стараемся с первого курса объяснять студентам и рассказывать, чем занимается
гидрогеология и инженерная геология, что специализация в настоящее время очень
востребована, а особенно изыскания грунтов под строительство, так как Тюмень – большая стройка! Гидрогеологи без работы не останутся, потому что в настоящее
время обводненность месторождений составляет уже 90 процентов (добывается 90
процентов воды и всего 10 процентов нефти), и именно гидрогеологи делают
проекты по гидрогеологическому обоснованию захоронения промышленных сточных и
подтоварных вод на нефтяных месторождениях и просчитывают лучшие варианты. При
разработке нефтяных месторождений с применением систем поддержания пластового
давления (ППД), при котором в нефтяные пласты закачивают воду, без
гидрогеологов не обойтись. Поэтому мы дружим и с разработчиками, вместе пишем научные
работы, выполняем НИОКР. Студенты, которые заканчивают специализацию «Поиски и
разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания» (ПРИЗ), не жалеют, все
работаю с третьего курса по специальности и трудоустроены на 100%. Моя дочь
тоже пошла по моим стопам, закончила специализацию ПРИЗ и получила второе
высшее образование по специальности «Геофизические исследования в скважинах» (ГИС), потому считает, что гидрогеолог должен хорошо знать геофизику. Сейчас
она ведущий геофизик СургутНИПИнефть ПАО «Сургутнефтегаз» в отделе добычи
нефти и проектирования подземных водных объектов.
СЧИТАЕТСЯ, ЧТО ПРОФЕССИЯ
ГЕОЛОГ – ЭТО РОМАНТИКА, ЧЕМ ВАМ ЗАПОМНИЛИСЬ СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ?
У нас были прекрасные педагоги:
декан геологоразведочного факультета Владимир Михайлович Матусевич,
гидрогеологию вела Любовь Андреевна Ковяткина, преподавали Ангелина
Витальевна Матусевич, Юрий Семенович Папин, Петр Николаевич Паршин, Евгений
Антонович Пономарев и другие. Петр Николаевич Паршин работал в
Алжире и отлично знал французский язык, я тоже учила французский язык, отвечала
ему на французском и была в любимчиках. У нас были великолепные геологические
практики. После первого курса отправляли в Сухой Лог, базировались там, но
ездили по разным точкам: в Ильменский заповедник, в Березовский на
золоторудное месторождение, в геологический музей Екатеринбурга. После 2 курса отправлялись
на две недели в Хадыженск. После 3 курса я была на Сахалине, а после 4 – на
Камчатке. Тогда остаться в Тюменской области на практику считалось не очень
круто, ездили куда-нибудь подальше: в Хабаровск, в Барнаул. Практики были
дорогие, но все оплачивалось вузом.
На Сахалине я попала на
режимную гидрогеологическую практику, уровней в скважинах намерялась на всю
жизнь! Мы ходили по маршрутам, как сейчас говорят, на мониторинг подземных вод.
А на Камчатке была на гидрогеологической съемке. Красота неописуемая: горы, а
внизу долина реки, там были достаточно большие площади. Мы ходили в маршруты с
наставниками, работали и зарабатывали деньги, причем очень прилично, так как коэффициент
был 1,8, все было очень интересно и познавательно. Это была гидрогеологическая партия,
все работали очень дружно. Студенты приезжали из разных городов: Москвы,
Санкт-Петербурга, Киева.
А
КАКИЕ-ТО ИНТЕРЕСНЫЕ СЛУЧАИ ПРОИСХОДИЛИ?
Помню, к нам медведь приходил.
Все ушли в маршруты, а дежурные девочки остались готовить еду на весь полевой
лагерь. С ними был один из рабочих, и пришел мишка, они испугались, закричали
рабочему, что пришел медведь, а он был глуховат и подумал, что девочки песни
поют. Девчонки спаслись тем, что залезли повыше на стропилу в армейской палатке,
где располагалась столовая. Особенность камчатских медведей, что они не лазят
по деревьям. У меня после этой практики даже коготь медвежий остался на память.
ПОСЛЕ
ОКОНЧАНИЯ ВУЗА СРАЗУ ПРИШЛИ РАБОТАТЬ В УНИВЕРСИТЕТ?
Нет! Но в это здание, на ул. Володарского, 56, я зашла в 1987 году и работаю здесь уже практически 40 лет. Раньше
здесь был очень крупный институт ЗапСибНИГНИ, в который довольно сложно было
попасть. На распределении из 50 человек я была восьмая, то есть оказалась в
первой десятке, попала в отдел гидрогеологии и пресных вод. В 1995 году ЗапСибНИГНИ
развалился и Аркадий Романович Курчиков организовал свой Институт
гидрогеологии и геотермии при Тюменском нефтегазовом университете (НИИ ГИГ). Во
время работы в институте я работала по договорам,
ездила на нефтяные месторождения на Кальчинское, Западно-Асомкинское, где вели авторский надзор за бурением, давали оценку запасов для
целей поддержания пластового давления. В 1999-2000-х этот корпус благодаря
ходатайству Ивана Ивановича Нестерова перед премьер-министром РФ Виктором
Степановичем Черномырдиным отдали Нефтегазовому университету.
Владимир Михайлович Матусевич
позвал меня в аспирантуру, и в 2000 году я оказалась на кафедре гидрогеологии и
инженерной геологии, занялась преподавательской деятельностью и очень быстро
защитила диссертацию. Понимала, что это мне необходимо и буквально «жила» на
кафедре. В свои худшие в 1997-1998 годах это историческое
здание стояло без отопления за долги, и когда мы летом заехали, то ходили
греться на улицу, так промерзли стены. Аркадий Романович Курчиков был
тогда директором Института геологии и геоинформатики, под его руководством в
корпусе сделали прекрасный ремонт. Очень много сил и стараний было вложено в
этот корпус, чтобы в нем закипела жизнь, на переменах будущие геологи и
геофизики играли на гитарах и пели геологические песни.
ЧЕМ ВАМ НРАВИТСЯ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ? ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ В
ПЕДАГОГИКЕ?
Важно понимать студентов. Я их
чувствую, люблю, и они отвечают мне взаимностью. В свое время Владимир
Михайлович Матусевич сказал, что у меня педагогический талант, но в то же
время он говорил, что полезен и «педагогический гнев». Когда спрашивают, какие
сейчас студенты, я отвечаю – да такие же, как мы когда-то. Ну, может они даже
умнее нас. Мы учили, если что-то не понимали, то зубрили, а сейчас есть
компьютерные программы. Конечно, какие-то базовые вещи, классификации их нужно
знать, а остальное можно найти на просторах интернета. Но у современных
педагогов сложная задача – быть на шаг впереди, чтобы объяснить, где искать
нужную информацию.
Помню, когда я училась на
третьем курсе, гидрогеологам почему-то преподавали нефтяное бурение, мы с
подругой учили, что такое эксплуатационная и бурильная колонны, но она
запомнила только слово башмак, и постоянно его называла, иногда, кстати,
попадала. В студенческие годы у меня была достаточно известная фамилия в
нефтяных кругах. Преподаватель, который вел дисциплину по бурению, на экзамене сказал, если я плохо отвечу на вопросы, он нажалуется отцу. Он спросил, что делать,
если прихватит инструмент во время бурения, я конечно не знала, оказалось, что
нужно сделать нефтяную ванну. Мне в жизни это не пригодилось, но студентам я
стараюсь рассказывать обо всех процессах, показываю им фильмы по бурению,
потому что очень сложно учить, если никогда не видел сам процесс.
И еще я заметила, что все преподаватели хорошо выглядят. И
это все благодаря студентам, их положительной энергии, которой они заряжают педагогов.
По себе замечаю, проведешь пару и совсем другой человек.
ОТДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ВАШЕЙ
ЖИЗНИ – ЭТО РАЗВИТИЕ НАУКИ В ВУЗЕ, СТУДЕНЧЕСКОЙ, МОЛОДЕЖНОЙ. КОГДА ВЫ БЫЛИ
ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ДИРЕКТОРА ПО НАУКЕ ИНСТИТУТА ГЕОЛОГИИ И НЕФТЕГАЗОДОБЫЧИ, МНОГИЕ
СТУДЕНТЫ СТАНОВИЛИСЬ ПОБЕДИТЕЛЯМИ НАУЧНЫХ КОНКУРСОВ, СТРЕМИЛИСЬ ВЫСТУПАТЬ НА
КОНФЕРЕНЦИЯХ, КАК ВАМ УДАВАЛОСЬ ИХ ВДОХНОВЛЯТЬ?
Самое главное заинтересовать
студентов, уже на 1 курсе помочь им найти тему, которая зацепит, чтобы они ее
развивали и продвигали. Когда я была замом по науке, мы проводили очень много
студенческих научных мероприятий, в то время выходил сборник «Кристаллы
творчества», где печатались научные статьи студентов. До 2015 года функционировала
Студенческая академия наук (САН), проводились осенняя и весенняя сессии САН,
где ребята выступали с докладами перед профессурой, академиками, все это их
стимулировало, было не только полезно, но и считалось почетным, что выбрали
именно их работу. Многие из них потом пошли
в науку. Студенты бились за руководство в научных обществах. Уже с Лицея ТИУ к
нам приходили звездные ребята: Андрей Подшивалов, Александр Шеуджен, Ярослав
Трубин, очень много умных и талантливых мальчишек и девчонок.
Что касается диссертационного
совета, я ученый секретарь с 2006 года и считаю, что от ученого секретаря
зависит, наверное, 70 процентов успеха защиты диссертации: все нужно сделать в
определенные сроки, подготовить документы, отправить в ВАК, по-моему мнению этот
человек, как «вершитель судеб». Работа в диссертационном совете требует
внимательности и ответственности.
А
ВАША НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С КАКИМ НАПРАВЛЕНИЕМ СВЯЗАНА?
Тема мой диссертации «Гидрогеологические
условия южных нефтегазоносных районов Тюменской области», я сделала прогноз
нефтегазоносности по гидрогеологическим показателям. В 2000-х на юге
Тюменской области были только разведочные площади, но месторождений еще не
было, я очертила границу нефтегазоносности, где возможно могут быть запасы
нефти, со временем это подтвердилось. В
целом я занимаюсь нефтепромысловой гидрогеологией, совместимостью пластовых
закачиваемых вод, проблемой утилизации промышленных сточных вод, оценкой запасов
подземных вод. Со студентами мы делаем реальные проекты – гидрогеологическое
обоснование утилизации промышленных сточных вод, берем за основу каротажные диаграммы
и схемы расположения скважин, сами проектируем, выполняем расчеты, пишем
обоснование. Сейчас это все очень актуально. Возможно, в ближайшее время я
займусь и докторской диссертацией.
В 2025 году Татьяна Владимировна отметила юбилей! Поздравляем с этим замечательным
событием! Желаем покорения новых научных вершин, счастья и благополучия!
Беседовала Инна Кальва,
Центр по внешним коммуникациям ТИУ
Комментарии