Размер шрифта:

Цвет:

Изображения:

Кернинг:

1x
2x
3x

Озвучивание:

Назад

21.12.2020
0
160
Новости ТИУ

Цифровизация образования и университетская этика — совместны ли?

«Цифровизация образования и университетская этика — совместны ли»? Такой теме был посвящен Ректорский семинар, состоявшийся в Тюменском индустриальном университете.
Ведущая семинара ректор опорного университета Вероника Ефремова в приветственном слове его участникам — профессорам, заведующим кафедрами ТИУ — отметила, что тема семинара фокусирует внимание на опыте работы университета в новых обстоятельствах, возникших в связи с вынужденным переходом университета в марте 2020 года на дистанционное обучение.
«Мы никогда одномоментно не заводили в образовательное онлайн-пространство свыше 27 тысяч студентов. Цифровые технологии в образовании стали для университета своего рода спасательным кругом, обеспечившим возможность продолжения образовательного процесса в условиях карантина. Мы в целом справились с ситуацией, несмотря на то, что системы, обеспечивающие дистанционное сопровождение университетских программ, были в разном состоянии готовности к моменту перехода на дистант. Эта жизнь продолжается и сегодня. На семинаре предстоит провести продуктивный разговор о тех уроках, которые можно извлечь уже сегодня, опираясь на полученный опыт», — сказала Вероника Васильевна.
Консультант семинара, директор НИИ Прикладной этики ТИУ, профессор Владимир Бакштановский в ходе семинара акцентировал внимание на ряде вопросов. В том числе на правилах работы в онлайн-формате, прежде всего, морального свойства, для преподавателей и студентов, которые необходимо определить в первую очередь; на этических рисках университетского образования, связанных с судьбой высоких ценностей научно-образовательной деятельности; на этических преимуществах и рисках дистанционного образования в целом.
Поведенческая этика зависит от уровня воспитания, полученного в семье. Об этом в своем выступлении говорила профессор кафедры Менеджмента в отраслях ТЭК Вера Пленкина. По её мнению, если студент может позволить себе при включенной камере, лежа на диване, слушать профессора, то это сигнал университету о необходимости как-то восполнять пробелы в его воспитании.
«Дистанционная работа носит масштабный характер, часто преподаватели вынуждены работать практически круглосуточно, проверяя домашние задания студентов, однако есть негласные нормы, придерживаться которых предстоит научиться в процессе образовательной деятельности. Убеждена, что онлайн-обучение не будет всеобъемлющим, однако очевидно, что элементы онлайн-обучения останутся с нами навсегда» — предположила Вера Владимировна.
Консультант семинара, профессор Владимир Бакштановский, отметив ряд преимуществ цифровизации образования, например, таких, как доступность образовательных ресурсов, в том числе лекций известных ученых и возможность гибкого графика учебы, выделил и ряд рисков. Среди рисков: опора университетов на ограниченное число сетевых учебных курсов, которая постепенно приведет к утрате возможности соединения преподавания и исследовательской практики; ограничение деятельности профессора функцией тьютора чужих онлайн-курсов , которое неизбежно приведет к сокращению высококлассных университетских преподавателей.
Эту тему продолжил заведующий кафедрой Материаловедения и технологии конструкционных материалов Илья Ковенский, отметив, что со временем профессор будет сам решать, какой курс читать в офлайн, а какой в онлайн-формате. «Этические риски и позитивные возможности онлайн-образования проявились в ТИУ наиболее ярко. Но можно подойти к этой проблеме с другой стороны: а что будет, если мы откажемся все это внедрять? Полагаю, что со временем онлайн- и офлайн-обучение будут сбалансированы, и профессор самостоятельно будет определять, в какой мере ему использовать ту или иную форму», — отметил Илья Моисеевич.
Обсуждая риски дистанционного образования, профессор кафедры Транспорта углеводородных ресурсов Александр Тарасенко акцентировал внимание на том, что людей, способных качественно учиться дистанционно, не так много. Поэтому одной из важных задач университета становится задача повышения мотивации студента к получению знаний.
Профессор Лариса Руднева, руководитель образовательной программы «Экономика и организация производства на предприятиях нефтегазовой отрасли» в своем выступлении акцентировала внимание на проблеме взаимных моральных обязательствах, прежде всего, в отношении свободы и границ личного пространства, как студента, так и преподавателя, в котором, в связи с дистанционной формой работы, осуществляется образовательный процесс. Именно с этой проблемой, как показал опыт образовательной деятельности в формате онлайн, в немалой степени связаны риски для университетского образования. Моральные обязательства преподавателя перед своей профессией, как отметила профессор Руднева, не отменяют и иные формы контроля его деятельности — самоконтроля, контроля студентов, мотивированных на получение знаний, административного контроля.
В контексте поднятых участниками семинара проблем Вероника Ефремова напомнила, что с марта 2020 года в ТИУ работает Штаб цифровых волонтеров, они поддерживают преподавателей и студентов во время удаленного обучения и дистанционной сдачи экзаменов. Чтобы получить помощь цифрового волонтера необходимо заполнить заявку по ссылке: http://bit.do/fF4pZ, и вам обязательно помогут.
В своем заключительном слове ведущая семинара отметила, что с ее точки зрения представляется актуальным дальнейшее конструктивное обсуждение темы семинара, ее развитие в приложении к научной деятельности в условиях цифровизации университетов.
По мнению консультанта семинара Владимира Бакштановского работа семинара оказалась на редкость оживленной. Участникам удалось не столько разрешить возникшие и возникающие в связи с цифровизацией образования проблемы, сколько утвердиться в необходимости пристального рассмотрения ряда других вопросов. В том числе вопросов, которые касаются нравственных конфликтов в связи с нарушением границ допустимого вторжения цифры в жизнь университета, утраты прежних и возникновения новых моральных норм в коммуникации «профессор-студент», «профессор-администратор» в связи с цифровизацией образования.
Аналитический обзор ректорского семинара будет опубликован в 57-м выпуске издаваемого Тюменским индустриальным университетом журнала «Ведомости прикладной этики» https://www.tyuiu.ru/nii-i-laboratorii/ethics/zhurnal-vedomosti/.

Комментарии

Ответ на комментарий: ()

При наличии

Комментарии не найдены
Подпишитесь на рассылку
Следите за самыми актуальными новостями Тюменского Индустриального Университета. Будьте первым.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

ТИУ в социальных сетях

Версия для слабовидящих

Карта сайта

Контакты

625000, г. Тюмень, ул.Володарского, 38

Телефон/факс: +7 (3452) 28-36-60

Электронная почта: general@tyuiu.ru


© 2000-2024, Тюменский Индустриальный Университет

Минобрнауки России

Загрузка