В рамках проекта Уральского федерального округа «Славим человека труда!» при поддержке полномочного представителя Президента РФ и Совета ректоров вузов в УрФО ежегодно проводится конкурс инженерных компетенций. В этом году площадкой конкурса по компетенции «Лучший инженер-конструктор» выступает Южно-Уральский государственный университет.
19 февраля 2018 года здесь завершился второй этап конкурса. Его победителем стал аспирант третьего курса по специальности «Технология механической и физико-технической обработки» кафедры «Станки и инструменты» Тюменского индустриального университета Виталий Зырянов.
— Виталий, вы впервые принимали участие в конкурсе «Славим человека труда!»?
— Я принимал в нём участие, когда ещё был студентом, в 2015 году, по рабочей специальности «Оператор станков с числовым программным управлением». Мы успешно прошли тогда региональный этап, поехали на финал в Екатеринбург. Но призовых мест там не заняли. Когда предложили участвовать в конкурсе снова, раздумывал недолго.
— Решили взять реванш, или это уже была совершенно другая номинация?
— Это другая номинация — «Лучший инженер-конструктор». Она, к тому же, абсолютно новая, её ввели только в этом году. Суть задания заключается в том, чтобы разработать проект, по возможности внедрить его в производство. На конкурс необходимо представить всю техническую документацию, защитить проект перед жюри.
— С чем поехали в Челябинск? Какой проект представляли?
— Конструкцию сборной червячной фрезы для обработки крупномодульных зубчатых колёс. Сфера их применения — всевозможные редукторы для нефтяных качалок, подвижной состав железных дорог (электровозы и тепловозы). Там применяются зубчатые колёса диаметром до 1-1,5 метров. Обрабатывать их весьма проблематично, для этого необходим очень надёжный, долговечный инструмент.
— В чём новизна вашего изобретения?
— В том, что это сборный инструмент. Раньше для обработки зубчатых колёс применяли цельный, трудоёмкий в изготовлении, сложный в переточке. Сам инструмент больших размеров, фреза имеет диаметр 300 мм. Если в ней сломается один зуб, выбросить всю фрезу – экономически неэффективно. Мы применили сборную конструкцию, которая состоит из шести отдельных дисков. Режущие элементы зуба фрезы изготовлены из твердого сплава. Твёрдый сплав позволяет повысить скорость резания. Сегодня в промышленности применяются новые станки, которые способны обрабатывать на больших скоростях. Для них требуется инструмент, который будет обеспечивать высокую производительность, а в случае поломки или изнашивания может быть легко восстановлен, заменой отдельной твердосплавной пластинки — режущего элемента, без корректировок в настройках оборудования, повторной привязки инструмента и прочего.
— Ваш инструмент уже нашёл применение на производстве? Предприятия проявляют к нему интерес?
— Заинтересованность со стороны предприятий к нему существует. Мы подали заявку на патент. Формальная экспертиза уже состоялась, идёт экспертиза по существу. Думаю, к лету получим заключение, после чего начнём активно внедрять его на производстве. Ведь основная задача заключается именно в том, чтобы он нашёл своего потребителя.
— Из каких материалов выполнена конструкция?
— Корпус выполнен из конструкционного материала, сменные режущие пластинки изготовлены из твёрдого сплава. Они могут быть изготовлены на том же Кировградском заводе твёрдых сплавов. Подобные заводы есть также в Москве, Владикавказе. С твёрдым сплавом у нас проблем пока нет. Качество, конечно, несколько отличается от зарубежного, но некритично.
— В своей работе вы применяли наработки наших учёных. Чьи именно?
— Заведующего кафедрой «Станки и инструменты», доктора технических наук, профессора нашего университета Евгения Владимировича Артамонова, посвятившего свои работы по повышению работоспособности сборных инструментов со сменными твердосплавными пластинами. Виталия Владимировича Киреева доцента кафедры. Что-то частично мы взяли из Томской школы резания. Её представитель — наш учитель, доктор технических наук, профессор ТИУ Мирабо Хусаинович Утешев. Мы подошли к конструированию инструмента с разных сторон. Оценили экономичность, технологичность, научные наработки. Много лет, зарубежные фирмы и наши, проектируют инструмент. Методов обработки зубчатых колёс очень много, и до сих пор никто не сказал, какой из них лучший. Также никто не создал до сих пор «идеального» инструмента.
— Вернёмся к конкурсу. Насколько сильные проекты были у ваших конкурентов?
— Проекты были достаточно интересные у всех. Участники очень хорошо подготовились к конкурсу. Там были и заводчане, сотрудники ПАО «Тюменские моторостроители», завода геологоразведочного оборудования и машин (ООО «Гром»), АО «Сибнефтемаш». Но мы с ними соревновались в разных категориях. Слушали проекты вместе, а оценивали по группам. Студенты и производственники. Среди студентов ребята с нашего вуза, по предварительному отбору и непосредственно на конкурсе.
— Что для вас означает участие в этом конкурсе? В скором времени вы поедите на окружной этап.
— Я хотел показать свой инструмент, получить мнение жюри, обратную связь. После защиты судьи высказывают своё экспертное мнение по проектам. Мы это видим с одной стороны, наши проблемы, а специалисты с другой. Узнать об этом всегда интересно ещё и потому, что в состав жюри конкурса входят разноплановые специалисты. То есть там были люди как из области машиностроения, так и из администрации, различных департаментов. Они могут оценить проект с экономической точки зрения. Это огромный плюс.
— Ваш проект больше хвалили или критиковали?
— На самом деле, когда критикуют – это даже лучше. Ты понимаешь все свои недоработки. Были замечания и положительное мнение. Машиностроение сейчас активно поднимается, идёт импортозамещение — тема актуальная на многие годы вперёд. Научная составляющая делает её весьма перспективной.
— Как вы готовитесь к следующему этапу конкурса?
— Главным образом, оттачиваю мастерство в плане доклада, дорабатываю презентацию с учётом всех замечаний, которые поступили к ней в прошлый раз. Важное условие на окружном конкурсе – предоставить всю техническую документацию, необходимую для изготовления, либо внедрения проекта. Дорабатываем этот вопрос тоже. Прошёл предварительное интернет-тестирование в Челябинске. Там были вопросы по конструированию, технической документации, оформлению чертежей. За это начислялись баллы, которые будут плюсоваться к очной защите.
— Проект, который вы представляете на конкурс – это ваша научная работа?
— Это часть моей научной работы, будущей кандидатской диссертации. Её защиту планирую к 2019 году.
— То есть планы на ближайшее время – дописать кандидатскую?
— Дописать и успешно её защитить. Продолжить работу в вузе (Виталий Зырянов также трудится специалистом на кафедре «Станки и инструменты» ТИУ – прим.ред.).
— Кто руководит вашей научной работой?
— Со студенческой скамьи – доктор технических наук, профессор Евгений Владимирович Артамонов. С третьего курса начали писать научные статьи и заниматься научной работой на кафедре.
— Почему когда-то, после школы, выбрали этот вуз?
— После 9 класса поступил в лицей при нефтегазовом университете. Учился два года на физико-математическом профиле, потом поступил в вуз. Ещё в лицее нам прививали любовь к вузу. У нас даже директор, тогда ещё Сердитов Юрий Георгиевич, говорил: «Если вы будете поступать в другой вуз, не произносите при мне это вслух!». Я и не думал поступать ни в какой другой университет, только в нефтегазовый. Специальность была интересна, связанная с механизмами. Нефтяную, конечно, тоже рассматривал, но больше изначально склонялся к инженерной. С детства любовь к винтикам, гаечкам и проч.
— Кроме конкурса «Славим человека труда!», какими ещё победами, достижениями вы гордитесь?
— В 2015 году выиграл УМНИК. Там у меня был другой проект – фрезы для обработки роторов винтовых забойных двигателей, который успешно был реализован. Часть этих разработок нашла реализацию в моём последующем инструменте, будущей диссертации, проекте, который готовлю на конкурс сейчас. Там тоже готовятся документы на патент. Занимал призовые места в вузовских конференциях.
Надеюсь, будет призовое место на «Славим человека труда!». Окружной этап будет проходить на базе Южно-Уральского университета. Челябинск – большой, промышленный город. Там много специалистов по машиностроению, интересно услышать их мнение, как они видят суть нашей проблемы, посоревноваться с участниками из других городов.
Отметим, заключительный этап — окружной конкурс «Славим человека труда!» состоится 8-10 апреля 2018 года в Челябинске на базе Южно-Уральского государственного университета.
Желаем Виталию успешного выступления в финале конкурса!
Комментарии