На протяжении трех с половиной лет специалисты ТИУ работают над созданием инновационного комфортного и инвестиционно привлекательного облика области в рамках проекта ПРОУ «Архитектурный образ региона». Свои концептуальные разработки по созданию колористического каркаса в области городской световой среды на конференции «Современные
подходы
к проектированию городской
среды в
Тюменском
регионе» представили архитектор Центра инициативных
исследований ТИУ Анна Костарева и доцент
кафедры
Дизайна архитектурной
среды
Института архитектуры и дизайна Анастасия Юстус.
Работа по данным направлениям велась под руководством коллег из Московского архитектурного института — профессора, доктора архитектуры, завкафедрой Дизайна архитектурной среды Андрея Ефимова и профессора, доктора архитектуры, завкафедрой Архитектурная светология Николая Щепеткова.
В проектной работе «Методология
формирования
колористического
каркаса
г. Тюмени» было исследовано архитектурное разнообразие жилой застройки города, изменение многоцветности используемого в архитектуре материала (полихромии). В конце XIX – начале XX века в городе преобладала деревянная застройка. В 50-60 годы XX века наряду с сохранением деревянного зодчества велось каменное строительство, преобладали природные материалы и светлые оттенки. 70-80 годы – время многоэтажной жилой застройки со сдержанной, практически ахроматической цветовой гаммой. В начале XXI века в окраске зданий присутствуют ахроматические, то есть серые и белые цвета разных по насыщенности оттенков, в 2010-2020 годах произошел рост этажности зданий, цвет в отделке стал более ярким и контрастным.
«Опираясь на ряд исследований, с точки зрения восприятия цвета в архитектуре, можно сделать вывод, что для городской застройки предпочтительнее сложная приглушенная палитра, умеренно насыщенные цвета, — рассказала Анастасия Юстус. — Более яркие цвета следует использовать как средство навигации, холодные насыщенные цвета — как акценты. Белый цвет в сочетании с яркими насыщенными цветами относится к ориентирам».
В концептуальных решениях коллективом архитекторов проекта было принято решение использовать два типа цветовых палитр. Первая основная палитра – преимущественно теплая, пастельная, вторая акцентная – достаточно яркая плотная. Данное сочетание при своем контрастном взаимодействии создают новую визуально теплую колористическую среду. В этой среде могли бы читаться яркие цветовые акценты отдельных зданий и сооружений, в том числе в качестве элементов городской навигации.
Были определены основные принципы, образующие концепцию развития колористики города Тюмени. Во-первых, движение от ахроматики (серости, бесцветности) к колористике. Во-вторых, выделение главного в планировочной структуре города – точек социального притяжения, основных магистралей и улиц. В-третьих, обеспечение подвижности колористики, ее постоянное изменение, стремление к созданию современного живого образа развивающегося города.
При проектировании важно учитывать климатические особенности региона. В частности, в Тюмени резко-континентальный климат, много солнечных дней, ярко выражены все четыре времени года, но зимний период самый продолжительный. Длительность светового дня зимой очень короткая, после 15:00 уже наступают сумерки. Поэтому для нашего региона очень актуальны вопросы организации световой среды.
В 2019 году в рамках проекта «Архитектурный образ региона» был разработан световой генеральный план Тюмени — концептуальная модель световой среды города, сформированная на основе результатов предпроектных исследований. Создание схемы светового каркаса города открыло возможности для формирования концепций светового благоустройства отдельных участков, которые могут гармонично вписываться в общий план.
Анна Костарева в проектной работе «Методология формирования комфортной световой среды на примере городов Тюменского региона» отметила, что на этапе анализа существующей световой среды улиц проводится натурное инструментальное обследование с подробной фотофиксацией, что позволяет определить уровни освещенности в характерных точках, тип, количество, шаг и схемы расстановки осветительных установок. Выполняется анализ характера и функционала освещенной территории, вычисляются показатели средней яркости осветительных приборов, фиксируются положительные и отрицательные примеры архитектурного освещения.
«В результате предпроектного анализа выявляются характерные проблемы, например, нехватка или отсутствие освещения, устаревшие или нерациональные решения, недостаточная освещенность пешеходных переходов и прочее, — рассказала Анна Сергеевна. — Подробный анализ позволяет меньшими усилиями создать комфортную световую среду. Например, концепция благоустройства световой среды набережной реки Туры предполагает в основном локальные решения по выявленным проблемным участкам, так как световое благоустройство было заложено в проект изначально и довольно удачно сформировано».
Что же касается благоустройства улицы Ленина, то здесь формированию световой среды был посвящен специальный раздел, так как предполагается полная ее реконструкция: под замену идут все опоры освещения вдоль улицы. Подобраны светильники, обеспечивающие равномерность освещения и комфортность зрительного восприятия окружающей обстановки; рекомендованы схемы размещения опор улично-дорожной сети, соответствующие геометрии полотна проезжей части; подобран шаг опор, который сохраняется на всем протяжении улицы без нарушений. Отдельное внимание уделяется специализированному освещению пешеходных переходов и велосипедных дорожек, предусмотренных в проекте.
«Мы предлагаем сформировать интерактивную световую среду пешеходных и ландшафтно-рекреационных пространств, — отмечает докладчик. – Предлагаем современные решения в освещении, например, малые архитектурные формы со встроенной подсветкой, интерактивные световые инсталляции на фасадах зданий, цветная динамическая подсветка деревьев и фонтанов и многое другое».
По словам Анны Костаревой, предложенная концепция светового благоустройства вписывается в общий световой генеральный план, соответствует эстетическим требованиям и обладает высокой энергетической эффективностью. Комплексный подход делает город комфортным, эстетически и визуально приятным, безопасным в вечернее и ночное время суток. Законодательное закрепление светового генерального плана наряду с другими документами, регулирующими градостроительную сферу деятельности, позволит избежать неблагоприятных решений светового благоустройства.
Команда проекта «Архитектурой образ региона» считает, что утверждение и принятие цветового генплана города Тюмени на уровне регионального и городского управления позволит в дальнейшем избежать ошибок в колористике, а также дорогостоящих переделок в ремонте исторической части города. В целом процесс формирования комфортной городской среды, в том числе предполагает системное и комплексное решение проектных задач архитектурной колористики и городского освещения с учётом региональных особенностей при эффективном использовании энергосберегающих технологий.
Комментарии