«Газпром приращивает запасы в большем объеме, чем добывает. Отрадно и то, что значительная часть этого прироста идёт по Западной Сибири», — отметил в своём докладе «Перспективы и направления освоения «остаточного» нефтегазового потенциала Западной Сибири» заместитель начальника по научной работе Инженерно-технического центра (ИТЦ) ООО «Газпром геологоразведка», доктор г.-м.н., заслуженный геолог РФ, почетный работник газовой промышленности Алексей Нежданов на геологической конференции в ТИУ.
В Тюмени состоялась международная конференция «Геология и нефтегазоносность Западно-Сибирского мегабассейна», посвященная 60-летию ТИУ. На конференции обсудили вопросы геологии, бурения и разработки нефтяных и газовых месторождений в современных условиях, экологические проблемы при добыче углеводородного сырья, представили новые технологии для предприятий нефтегазодобывающего комплекса России.
«Западно-Сибирский мегабассейн — это главная нефтегазовая база страны. Имеется такое мнение, что в Западной Сибири добыча падает, месторождения обводняются, давление падает, «синоман» скоро кончится… Но такие довольно пессимистические настроения существуют с 1957 года, еще когда даже не были открыты главные нефтяные богатства Западной Сибири. Согласно оценке потенциальных и прогнозных ресурсов углеводородного сырья, в Западной Сибири ресурсов нефти, газа и газоконденсата больше, чем доказанных запасов и больше, чем добыто. У нас огромные пространства, которые еще не изучены, — отметил в своём выступлении Алексей Нежданов. — Основные запасы углеводородного сырья Западной Сибири связаны с гигантскими месторождениями, например: в ЯНАО 63% запасов приходятся на уникальные месторождения, их 16. Мы предполагаем, что оставшиеся запасы углеводородов связаны не с мелкими месторождениями, а также с достаточно крупными и привлекательными для освоения объектами».
По словам докладчика, направлениями геологоразведочных работ в компании видят следующие: территории нераспределённого фонда недр с низкими перспективными и прогнозными ресурсами – это окраинные части бассейна; зоны с высокими плотностями ресурсов, но с отсутствием традиционных «ловушек»; глубокие горизонты – палеозой, юра, триас и ачимовская толща; нетрадиционные ресурсы углеводородов – низкопроницаемые резервуары и газогидраты.
Алексей Нежданов отметил тенденции развития нефтегазовой геологии: «Сменилась парадигма нефтегазоносности. Расширяются площади нефтегазоперспективных земель, расширяется глубинный диапазон перспектив (от 0 до 10 км и более), более широко могут использоваться сейсмические методы геофизики, поскольку нефтегазоносность связана с глубинным строением. Широко внедряется геологоразведочный процесс в сланцевые технологии. Происходит удорожание ГРП – это объективная реальность, потому что мы применяем дорогостоящую высокоплотную сейсморазведку. Краткий перечень проблем и направлений показывает, что перспективы нефтегазоносности Западной Сибири далеко не исчерпаны. А осваивать весь этот «остаточный» потенциал должны выпускники Тюменского индустриального университета».
Комментарии